О роли индивидуальной личности в обществе и всемирной истории писали множество раз. Это – одна из самых популярных тем на Западе и в Америке. У нас в России очень долгое время существовала идеологическая концепция, которая правила в отношении воспитании личных качеств более 70 лет. Я имею ввиду очень известную позицию «О роли личности в истории», пропагандирующий чисто марксистский взгляд на этот вопрос, что в свою очередь привело к очень интересной политике в обществе по формированию личности. А именно – всех причесывали под одну гребенку с памятным сердцу лозунгом «Не высовывайся!» и превращали людей в однородную серую массу, с зажатыми талантами и загубленными способностями, множеством комплексов и почти тотальным алкоголизмом. Нет, некоторые конечно высовывались, но в таком случае их личности должны были служить только одному делу – укреплению марксистского мировоззрения и продвижению социалистических идей в жизнь. Другое дело Запад. Тут все было по-другому: свобода слова, свобода мысли и свобода вероисповедания. Таланты могли пробиться и получить вполне материальную поддержку. Личность, индивидуальные качества выдвигались на первый план. Это в том смысле, что если ты не личность, то и сиди, помалкивай. Поэтому потеря личности, памяти, забвение своего имени и личной истории для западного человека, и тем более для американца является, и по сей день, проблемой, сравнимой с глобальной катастрофой. К сохранению индивидуальности, памяти, менталитета, приравниваемых к личностному «Я», там люди относятся очень трепетно. Индивидуальность у них отождествляется с духовностью и душой. А это – дух и душа – вообще самое ценное, что может быть у человека. Поэтому знаменитая трилогия, посвященная восстановлению личной целостности Борна, и имела в недавнем времени такой огромный успех и широкую популярность. «Идентификация Борна» Представьте, что вы – молодой человек около 30-ти лет. Вы полны сил, но не помните о себе ничего. Остались только рефлексы и тонко выверенные навыки выживания в экстремальных условиях. Что у вас вызывает подобная ситуация? У большинства американцев и европейцев подобная ситуация вызовет по меньшей мере панику, шок, стрессовое состояние. В отличие от нас – взрощенных в иной идеологической среде, где индивидуальность не имеет абсолютной ценности. И с этой точки зрения история Джейсона Борна о поисках самого себя и возвращении памяти, рассмотренная в трех фильмах, является хрестоматийной в плане развенчания ценности личности на Западе и об истинной ценности личности вообще. Каким бы хорошим человеком ты ни был, являясь шестеренкой в механизме мощной системы или винтиком в крупной организации, ты теряешь право не только на собственное мнение и личную свободу, но и на индивидуальность тоже. В наше время, когда продается и покупается все, и любые сколько-нибудь крупные корпорации, принимая вас на работу, промывают вам мозги, очень легко продать самого себя и лишиться своей индивидуальности. А человека, не подчиняющегося системе, очень легко уничтожить, раздавить. Таковы правила игры: либо ты в системе и подчиняешься ей и она работает вместе с тобой, либо ты – вне системы и ты – никто. Ощущение потерянности, брошенности, ненужности, когда ты вне игры, - самые негативные факторы в условиях выживания для деятельных, активных людей. И какой эйфорией наше сознание наполняет мысль о востребованности, сознание того, что тебя приняли. Трудно сохранить свою индивидуальность, если ты работаешь в серьезной корпорации, в системе, которая давит на тебя, ломает твою личность. Но если при этом тебе удается остаться собой, значит, ты имеешь все шансы выжить и без этой системы. И выживешь – однозначно. «Превосходство Борна» Стремление человека к счастью и мирному существованию – нормальное проявление личности и заложено в нас генетически. И муки совести – также нормальны, если вы действительно хорошая личность и у вас есть совесть. Будучи государственной собственностью, стоимостью 30 миллионов долларов, Джейсон Борн совершил ряд убийств. Он был запрограммирован как убийца, и это была его задача – ликвидация ненужных элементов. Побывав за чертой смерти и вернувшись в этот мир, Борн начинает переосмысливать свое прошлое по мере возвращения памяти. И его духовная часть личности болезненно воспринимает то, что было раньше частью идеологии Джейсона. Проект «Тредстоун», призванный подготавливать специальных агентов-ликвидаторов, делал из лучших секретных бойцов машин для убийств во имя демократии и государственной безопасности США. Этот проект ломал агента, чтобы сделать его беспрекословным инструментом в руках политиков. Превосходство Борна заключается в том, что он, пройдя через обработку «Тредстоуном», умудрился остаться личностью и сберег свою духовную сущность. Она (духовная часть) и помогает восстанавливаться Борну, противостоять опасности и выживать в нечеловеческих условиях, искать выход из безвыходных положений, держать свою психику в узде и укреплять волю. Постоянно находясь в экстремальной ситуации, в единоборстве с мощнейшей разведывательной организацией, даже очень хорошо обученный агент, суперагент имеет мало шансов на выживание. Именно духовный остов, стержень личности и волевое намерение помогают Джейсону Борну избавиться от контроля и даже диктовать свои условия. Совесть – инструмент духовной части личности человека, и у Джейсона Борна совесть занимает превалирующее положение в определении критериев поступков. Именно совесть и желание служить людям, отечеству привело его в систему, именно духовная наполненность личности Борна сделало возможным принесение в жертву индивидуальности этого человека во имя блага людей. И именно благодаря этой внутренней силе он смог изменить свой выбор, когда убедился в преступности системы. Ответственность за свои поступки – это один из показателей и совести и духовного естества. Высокий духовный потенциал определяет жизненный путь человека. У Джейсона Борна хватает сил, честности и смелости признавать свои преступления, не прячась за приказом и системой. Потому что без агентов, выполняющих грязные приказы, не было бы системы. Ответственность каждого из нас перед самим собой определяет не только личную будущность. Мы сильно одичали, живя в этом сумасшедшем мире, мы лишаемся последних человеческих черт, ставя во главу угла деньги и ложные идеи, мы превращаемся в живых шестеренок, машин, винтиков, амеб, вампиров и прочую нечисть. Что останется в нас по-настоящему живого, если нас подомнет госсистема, опирающаяся на насилие и преступность, или просто крупная корпорация, на которую мы работаем? Где эта грань, за которую переходить нельзя? Где этот крючок, который может еще удержать нас от падения в бездну лишения человечности? У Джейсона Борна этот крючок есть. Он за него зацепился и захотел вытянуть себя из этого болота и грязи. Он сделал надлежащие выводы, осознал и принял свою вину. И он вернул себя. «Ультиматум Борна» О бесчеловечности государственных машин или заведений типа Лэнгли, МИ-6 и т.д. говорилось уже достаточно. «Ультиматум Борна» наглядно показывает как из хороших парней и талантливых агентов делают машин для убийств. И это очень ярко характеризует наше общество, наше цивилизованное общество. Индивидуальность, отдельно взятый человек – ничто для него. Личность, ставшая известной, публичной, обретшая власть в большинстве случаев также теряет свою индивидуальность и все степени свободы, превращаясь в фасад для системы или той или иной организации. И это парадоксально: общество, которое создаем мы, - нас уничтожает как личностей. Корпорация, в которой человек работает, отдавая свои силы и способности, пользуется его талантами и подминает под себя его личность, превращая его в механическую составляющую системы. А те, кто стоит на верхушке системы – всего лишь марионетки этого монстра. Или его творцы и сами - монстры. Угроза национальной безопасности – хорошее социальное прикрытие для грязных махинаций спецслужб, которые, по сути, подменяют собой террористические организации. Корпоративные интересы и их защита тоже иногда заходят очень далеко, и ценность жизни одного человека при этом для них ничего не значит. Вопрос о ценности жизни вообще, важность сохранения индивидуальности и личности, памяти никогда не перевешивает чаши весов с интересами корпорации, госинтересами и интересами национальной безопасности. Общество, в основе которого лежит бездуховность, организации, которыми управляют деньги и стремление к власти, никогда не будут на стороне интересов сохранения индивидуальности человека и отдельно взятой человеческой жизни. И только сам человек может постоять за себя и свою индивидуальность. Если у него есть духовный стержень, совесть и воля к победе. © Л. Текьерос, 2011 год   Другой вгляд на кино - киноэзотерика. Фильмы: Идентификация Борна, Превосходство Борна, Ультиматум Борна. |