Человечество любит сказки. Потому что в сказках заложена древняя мудрость народов и скрытые указания к достижению счастья. Каждый народ слагает свои сказки, создавая образы супергероев или архетипы личностей, олицетворяющих надежду нации на спасение и включающие в себя самые яркие национальные черты. Всем известны наши древнерусские архетипы – Иванушка-дурачок, чудо-богатыри, Василиса Прекрасная, Марья-Искусница – светлые, сильные, добрые, благородные и мужественные, простые и глубокие – одновременно. Но, несомненно, - однозначные. Для современных сказок характерны иные герои, ведь все они созданы западной цивилизацией: Джеймс Бонд (да! Это – тоже сказочный герой и уж точно – несомненный архетип), Индиана Джонс, Человек-Паук и, наконец, - Бэтмен – Человек-Летучая Мышь. Образы последних двух героев, согласитесь, сказочные, но с каким смысловым подтекстом! Ни в одном народном эпосе или истории не встречается тотемов вроде Паука или Летучей Мыши. В этой статье я попытаюсь приподнять завесу тайны возникновения образа Бэтмена, одного из архетипов личности, созданного американской цивилизации. Супергерои или архетипы рождаются в сознании народа под воздействием происходящих вокруг изменений, исторических потрясений или катаклизмов. Это – квинтэссенция тех качеств характера, к которым люди стремятся, характеристики и свойства личности, помогающие выживать и развиваться нации. Это - символы свободы, защитники и спасители. В ряду архетипов американской нации Бэтмен занимает особое место, он наиболее мистичен, философически глубок и неоднозначен. Но что он скрывает под таинственным и необъяснимо притягательным обликом воина-одиночки – в неизменных плаще и полумаске? Летучая мышь, давшая ему имя, подсознательно связывается с чем-то темным, потусторонним, магическим или колдовским с частично негативной окраской (есть летучие мышь-вампиры, которых однозначно мы не любим). От одного вида летучей мыши и, тем более, человека в костюме этого животного веет смертельной опасностью, тоской и обреченностью. И, тем не менее, образ Человека-Летучей Мыши наиболее любим американским народом и постоянно эксплуатируется кинематографом и печатными изданиями, начиная с 1939 года по сей момент времени. Да, в 2009 году Бэтмену стукнет ровно 60 лет, но образ его не стареет, а лишь видоизменяется, приобретая все большую реалистичность и обретая все более весомую смысловую нагрузку, становясь из героя сказок-комиксов символом возрождения нации, о чем свидетельствует недавно вышедшие сиквелы «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь». Итак: «Темный рыцарь». Это творение «Уорнер Бразерс», преподнесенное нам как фантастический боевик или мистический триллер, на самом деле явный слепок с подсознания американского истеблишмента, переживающего сейчас очередной духовный кризис. Что такое «Бэтмен»? Это – олицетворение тайной стороны человеческой личности. Защитник человечества от несправедливости и неизменный борец со злом нашей жизни – преступностью, «страх, приносимый на крыльях ночи», повергающий в ужас представителей криминального мира, - на самом деле всем этим не исчерпывающий смысла своего образа. Призванный своей совестью и созданный личным горем и чувством неискупленной вины, глубокий индивидуалист и бесконечный идеалист по натуре, второе «Я» Брюса Уэйна, - Бэтмен по сути борется только с одним врагом. И имя этому врагу – Страх. Страх перед насилием, страх перед смертью от нищеты, голода, болезней. Страх перед неустроенностью жизни, перед вероятными катастрофами, перед неясным и непредсказуемым, иррациональным и необъяснимым. Страх перед мафией, перед властью наркотиков, перед потерей собственной личности, страх перед возможной утратой адекватного восприятия мира. Перед будущим – вообще, перед Жизнью, как Процессом непреодолимых изменений, перед Судьбой, перед Провидением. И, наконец, - Страх перед собственным подсознанием. Да, на сегодня, кроме угрозы из-за океана американскому народу есть чего бояться! А Бэтмен – герой, победивший свой страх. И как человек, победивший свой собственный страх, он, несомненно, самый значимый герой, призванный спасти американскую нацию от той пропасти, у края которой она сейчас оказалась – страхом перед собственными скрытыми разрушительными силами, являющимися тайным двигателем мотивации каждого индивидуума, в частности, и внешней политики государства – в общем. Средний американец боится потерять собственное «Я», свою значимость, если хотите – свою важность. А потерять ее очень просто. Достаточно отключить сознание. В эпоху фантастических технологий, основанных на психотронике, никто из нас не защищен от психического воздействия, психологического насилия над личностью и психотронной обработки сознания. Потерять себя так просто, когда внутри нет духовного стержня, и вера в Бога ослабла под воздействием искушения достижений цивилизации. Не желая познать Истину в Себе, переступить черту, отделяющую Свет от Тени, рациональное от иррационального, каждый человек готовит себя к неизбежной участи: В один прекрасный день не узнать самого себя в своих ощущения и поступках. Вход в Неизведанный Мир опасен и страшен. Но если мы будем ограничиваться нашей узкой материальной реальностью и закрывать глаза на то, как используются новые достижения в области изучения психики и физиологии мозга, а также разработки психотронной индустрии, мы очень скоро будем порабощены средствами массовой информации и власть имущими от государственной политики. И незамедлительно потеряем себя полностью. Выбор между сознательной и социально ориентированной частью своей личности и поисками Истинного «Я» человека не является правильной альтернативой. Главный герой фильма, Темный рыцарь Готэма давно выбрал свой путь и свою Истину. Но стремление к справедливости, спасению и правде не приводит его к пониманию с нормами общества и законом государства, ставя его в положение изгоя. Стоит ли становится изгоем общества, к которому так привязан и каноны которого так чтишь? И почему в этом обществе Добро должно быть всегда в тени и обладать здоровенными кулаками? Тема Бэтмена не дает ответы на эти вопросы, не ставит все точки над «i» и даже не вселяет надежду на оптимистичный исход поисков Истин с Себе и извечной войны между Добром и злом. «Темный рыцарь», правду о котором знают только избранные, остается по ту сторону баррикады борьбы за благополучие и безопасность социума и погружает зрителя в депрессивное состояние и дает осознания тщетности законных путей к торжеству справедливости. У этого фильма нет счастливого конца. Законодательно признанный как неотъемлемая часть каждой голливудской картины хэппи-энд здесь отсутствует. Но история еще не окончена. Мы будем ждать и надеяться на более оптимистичный исход истории о Бэтмене, а также уповать на мудрость человеческую и поддержку свыше для возвращения Истинных ценностей и укрепления веры. Теперь о кинематографических изысках картины. Прежде всего поражают спецэффекты, техника – с фантастическими наворотами (один автомобиль Бэтмена чего стоит, не говоря уже о мотоцикле – Бэт-поде, образ которого будет преследовать не одну ночь каждого посмотревшего картину рокера), великолепно исполненные трюки и бешенный темп действия. Магическая музыка, заволакивающая сознание и навевающая легкую депрессию на зрителей, при этом – удерживающее внимание в постоянном напряжении, технически выверена работа оператора, головокружительная масштабность съемок. Особенно хочется отметить прекрасную работу всех исполнителей главных ролей: Кристиана Бэйла (Бэтмен), Аарорна Эрхарта (Харви Дент), Хита Леджера (Джокер) и Гарри Олдмена (полицейский Гордон). В минусе остается колористика фильма. Снятый в приглушенных тонах с явным преобладанием черного и серого фильм добавляет драматичности и выверенного негативно психологического восприятия зрителем реальной действительности. Перегружены трюками схватки в конце, затянута погоня. Заключительная часть фильма скомкана и оставляет впечатление недоведенности сюжета до логического конца. И как результат – усугубление духовной проблемы общества (фильм не только не решает и не показывает выход из создающегося положения потери нравственной основы бытия, но и извращает понятие истинности героизма – жители Готэма настолько малодушны, что не смогут перенести развенчание Белого рыцаря – Харви Дента!) В итоге: глубокий философский смысл картины – победа над своим страхом - сводится к потаканию нравственному истощению социума, который день ото дня становится все более жестким и по отношению к самому себе и к каждому из его членов. Кризис духовности Америки налицо. Будет ли аналогичный кризис у нас – покажет время… © Л.Житнухина, 2008 год.   Другой вгляд на кино - киноэзотерика. «Темный рыцарь» Готэма: Истоки страха или тайна создания образа Бэтмена. |