|
2007 год ознаменовался яркими событиями в отечественном кинематографе. После «Монгола» на российском экране появился еще один исторический фильм – «1612». Это - авторское кино, фильм, в котором режиссер постарался выразить свое понимание истории России и таких вечных понятий, как любовь. Вначале о сюжете. Действие фильма происходит в 1612 году в России, в последний год Смутного времени. Один из претендентов на российский престол, поляк, везет в Москву свою невесту – Ксению Годунову. С ней он рассчитывает завоевать царский титул. С ним польские войска. Русские патриоты пытаются ее убить. Главная интрига фильма – это история любви русского холопа Андрея к Годуновой. Вторая тема - это рассказ о последнем годе русской Смуты. Третья тема - это фильм о Небесных Защитниках России, о православии, о русских святых и старцах. В каждую из трех тем режиссер раскрывает особо. История любви. Когда Андрей, главный герой, был мальчиком, его семья служила при дворе Годуновых и Ксения Годунова подарила ему рог единорога из вырезанной деревянной картины. С этого времени просыпается любовь в душе мальчика. Летом 1612 года Андрей, в качестве бурлака, перевозит баржу с Ксенией и ее женихом, претендентом на царский трон… Далее Андрей совершает невероятные поступки для человека его чина: стреляет из пушки (не обучаясь артиллерийскому искусству), говорит на испанском языке (не обучаясь этому языку), обороняет русский город от польского войска. В конце фильма он спасает жизнь Ксении. Режиссер говорит нам, что только настоящая любовь позволяет человеку совершать невозможное. Настоящая любовь бескорыстна, - и забота о собственной жизни, о судьбе, даже о завоевании любимой женщины исчезают для Андрея. И «хэпиэнд» в конце фильма совсем не американский, но ощущения горести на душе нет. Вторая тема – тема русской Смуты. Эпоха «Смутного времени» - один из самых трагических моментов в истории Руси. Население за десятилетие сократилось почти вдвое. Разбои, убийства, разброд и шатания. Многочисленные самозванцы – претенденты на царский трон. Жестокость, показанная в фильме, это отражение жестокости на Русской земле в то время. А это было время, когда можно было «из грязи - в князи», когда человек мог собственной доблестью и отвагой завоевать себе место под солнцем. Что и случилось с главным героем фильма. С другой стороны – его история, это история раба, ставшего свободным. Путь, который тогда пришлось пройти русским людям, чтобы освободиться из-под иноземного ига. Это блестяще показано в фильме. Тем, кому интересно побольше узнать об этом времени могу посоветовать прочитать книгу Николая Костомарова «Смутное время Московского государства». В заключении этой темы еще одна цитата: «Впервые в своей истории народ пережил близость гибели, угрожавшей не от рук открытого, для всех внешнего врага, как татары, а от непонятных сил, таящихся в нем самом и открывающих врата врагу внешнему» (Даниил Андреев «Роза мира»). 3. Третья тема – тема православия, тема Небесных Покровителей. Эту тему Хотиненко раскрыл с неожиданной стороны. Он связал Россию с единорогом. В начале фильма самозванец, Лжедмитрий держит рог единорога, как символ России. Главный герой – Андрей носит деревянную фигурку рога как амулет. Единорог – животное из кельтской мифологии. Защитник невинных, дев. Рог его обладает целебными свойствами, сулит удачу. «В христианстве единорог – символ силы, чистоты, непорочности, эмблема меча и слова Божия, аллегория Благовещения» (Кирилл Королев «Энциклопедия сверхъестественных существ»). Характерен эпизод фильма, когда святой старец (в изумительном исполнении Валерия Золотухина) омывает в ручье свои ноги, и к нему приходит прекрасный единорог с роскошной гривой. И, наконец, о православии. В Смутное время, именно православие служило опорой народу на Руси. Патриарх Гермоген, погибший мученической смертью, почитается на Руси святым. Центром сопротивления польским захватчикам стал Троицко-Сергиевский монастырь. А в фильме старец становится столпником и молится за избавление страны от Смуты. Все три темы в фильме талантливо раскрыты режиссером. Прекрасная игра актеров: Михаила Пореченкова, Марата Башарова, Александра Балуева, Валерия Золотухина, Артура Смольянинова, Светланы Дружининой, звезды польского кино Михаила Джебровского. Достоянный видеоряд и хорошие костюмы. Интересный сюжет и выразительные батальные сцены – фильм получился замечательный. Посмотрите, лучше - в кинотеатре. Меня поразил оригинальный эзотерический взгляд на Россию и уважительное отношение к православию, терпимость к инородцам и неожиданная трактовка русских горожан и воинов, которые психологически находятся в состоянии разброда и шатания. Поляки, наемники – пришли воевать, и они воюют без страха и упрека, а русские все сомневаются – а стоит ли воевать, может быть удастся отсидеться. В заключении - совсем личный взгляд. Исторический контекст передан правильно, но энергетического погружения в эту переломную эпоху не ощущается. Пару раз я ловил себя на мысли, что актеры - мои современники, а место и время действия – здесь и сейчас. Но, тем не менее, считаю, что фильм удался. Прикоснувшись к смутным временам в истории России, найдем ли мы вслед за героями фильма основание для истинной веры и настоящей любви? 04.11.2007 © «Отшельник» 2007г.   Другой вгляд на кино - киноэзотерика. Фильм «1612. Хроники Смутного времени». Кино Владимира Хотиненко. Единорог и Россия. |
  |