В безумном ритме современной жизни едва ли кто-то вспоминает и задумывается об истоках древней мудрости, хранящейся в сказках. У нас, на Руси традиционно сказкам придавали особое назначение. «В сказке ложь, да в ней намек – добру молодцу урок!» Это и отличает настоящие сказки – содержание глубинной мудрости, эзотерического знания. Есть они и в сказках Джоанн Роулинг о Гарри Потере, насыщенных эзотерикой (пусть даже в примитивном виде) и скрытым духовным смыслом, хотя – иногда искаженным. Новый фильм, поставленный по шестой книге о юном волшебнике, затрагивает очень интересный аспект метафизики. Эта тема, пожалуй, самая важная в «Гарри Потере и Принце-полукровке». Эта тема – сохранения целостности души человека – его естества. Итак, в июле 2009 года фанаты Гарри Поттера могли снова испытать обновление своих чувств к знаменитому кумиру в кинозалах, где состоялся показ шестого фильма Поттерианы. ![]() Но, увы, многих, особенно тех, кто читал одноименное произведение, ожидало разочарование: режиссер Денис Йетс предложил нашему вниманию бледное подобие оригинала, смягчив нарастающий трагизм событий и сильно отойдя от сюжета книги. Конечно, операторская работа и игра актеров были на высоте, а тонировка изображения в темно-серые оттенки, напомнившая мне фильмы из серии «Другой мир», передавала трагическую окраску происходящему, но остроты событий, изложенных в сказке, не ощущалось. Я понимаю, что жизнь сама по себе трагична, и в кинотеатр подростки ходят отдыхать и развлекаться. Но, на мой взгляд, Джоанн Роулинг придавала иной смысл своим произведениям – это способ разговора с детьми, передача тех знаний и понятий, которые накопились, составив жизненный опыт, и – выражение материнской любви. А кинематограф нам представил какое-то слабое подобие страшной сказки, рассказанной на ночь, почти лишив сюжет вкуса и содержания, лишь передав общую канву происходящего – о продолжении борьбы Добра и Зла. За борьбой Добра и Зла, которая вечна как сама жизнь, у автора Поттерианы кроется желание поддержать своего ребенка в жестокой реальности, помочь ему выстоять в жизненных коллизиях, обрести крылья удачи за спиной. Поэтому канва фильма (и книги) остается только канвой, а на наше обозрение выходит ключевая тема – создание крестражей и расщепление души. ![]() Душа. Говорят, душа бессмертна. В некоторых духовно-религиозных традициях душа считается истинным сосредоточением человеческой сущности. По эзотерическим источникам душа – это астрал (астральное тело), источник и способ поддержания жизни, одно из тел человека, которое отвечает за психику, позволяет чувствовать, переживать, дарит ощущения полноты жизни и этой реальности. Другими словами – душа, это то, что делает человека человеком. Стремление расщепить душу – противоестественно, это и показано и в книге и в фильме. Целостность души имеет исключительное значение для человека, его здоровья и жизни. Разрушая единое, разлагая его на части, человек теряет свою астральную силу и духовную составляющую, еще и потому, что душа – посредник привнесения в тела Духа. ![]() Мы отдает душу своим детям, друзьям, любимым, питомцам, вкладываем ее в работу, жизненный быт, в свои хобби. Вещи, сделанные с душой, с любовью, наделены для нас особой привлекательностью, поднимают настроение, иногда – исцеляют и служат, как правило, долго. В этом мире нет неодушевленных предметов, только принято считать, что камень, к примеру, письменный стол или школьный ранец – являются неодушевленными. Каждая вещь хранит отпечатки всех людей, которые к ней прикасались, и энергию тех людей, которые их создавали, ими пользовались и тем более – любили. Живя в этом мире, общаясь, мы отдает свою душу добровольно – другим людям и вещам, но при этом от нас не убывает (я не имею ввиду общение с энергетическими вампирами, к которым с душой относиться опасно). ![]() Другое дело – стрессы, перенесенное горе, шокирующие события, катастрофы, ломающие жизнь. Они – расщепляют душу. Психика человека теряет при этом свою целостность. Те, кто переносил трагические события – хорошо знают это и помнят себя как потерянное, одинокое, отчаявшееся существо, брошенное на волю судьбе, или перееханное этой судьбой. Такой человек не только психически ущербен, подвержен необъяснимым страхам, депрессии, но и теряет вкус к жизни. Обретение нового стимула к продолжению жизни возможно только при психическом исцелении человека – воссоединении всех утерянных частей его души. В книге Дж.Роулинг говорится о расщеплении души посредством убийства. Смысл создания крестража (предмет, в котором помещена часть души) – достижение бессмертия (имеется в виду – физического). Слово «horcrux» – крестраж – происходит от двух слов: английского "horror" - «ужас» (есть латинский вариант «horrendus» - «адский») - и латинского "crux" – «крест», по смыслу – «крест страха» или «адский крест». Аналог в русских сказках – игла, в которую поместил свою смерть Кащей Бессмертный. Как мы помним, игла – символ бессмертия, должна быть переломлена для прекращения существования Кащея. Бессмертие, основанное на смерти нескольких людей, представляется в «Гарри Потере и Принце-полукровке» высшим злодеянием. И как любое злодеяние требует противостояния и развенчание главного обмана: физическое бессмертии такого рода не только расщепляет душу, но и выхолащивает все, что делает человеческое существо существом. ![]() Стремясь к физическому бессмертию, злой волшебник Волан-де-Морт превращается в исчадье ада, монстра, даже внешне носящего облик чудовищного животного. И при этом – полностью убивает остатки того, что осталось от человеческой души (у Дж. Роулинг волшебники имеют человеческие души и наделены человеческими качествами и чертами характера). Истинное бессмертии кроется в сохранении и упрочении духа и души, а не в сохранении тела. Сохранение телесной оболочки за счет души приносит плачевный результат. Вспомните «Портрет Дариана Грея». В этой истории художник поместил душу героя в его портрет, который с годами старился, изменяя облик, в то время как сам герой – оставался молодым, но опускался в духовном и душевном плане все ниже и ниже,теряя остатки человечности и полностью предаваясь пороку. Что сулит такое «бессмертие» в глобальном плане истории воплощений одного человека и подумать страшно! Такое «бессмертие» приводит к истинной смерти – смерти души и духа и по эзотерическим канонам – к полному уничтожению индивидуальной монады (термин Даниила Андреева) или к тяжелейшим отработкам кармы в будущих жизнях (такого человека будут подвергать душевным мучениям, физическому и психическому насилию, физическому уничтожению или он будут болеть тяжелыми психическими заболеваниям – шизофренией, к примеру. Именно поэтому, тема крестражей и сохранения целостности души требует от нас вдумчивости и глубокой проработки. В произведениях Дж.Роулинг показано, что даже крестражи не оградили Волан-де-Морта от смерти (в седьмой книге о Гарри Потере он погибает). Иллюзорное – физическое бессмертие оказалось обманом, крестражи не сохранили жизнь злому волшебнику, все злодеяния, связанные с их созданиями были напрасны. ![]() Концентрируя наше внимание на этой теме, Джоанн Роулинг пытается заострить актуальность проблемы сохранение души человека и поиск истинных ценностей духовного плана, а также обретения настоящего бессмертии – не материального порядка. Главная проблематика и фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка» и книги – в поисках истоков самого себя и в познании скрытых истин и источников силы и бессмертия. В заключении хочу отметить несколько приятных нюансов фильма. Профессор Слизнорт, на мой взгляд, в фильме получился просто великолепно, хотя не так неоднозначно как в книге. Хочется также отметить прекрасную игру актера, сыгравшего роль Драко Малфоя. Том Фелтон, как и Дэниэл Редклифф (Гарри Поттер) обещает стать великолепным актером, хотя ему достается не так много славы по сравнению с главными исполнителями. Очень остроумна передана вся история взросления и первых отношений с девушками Рональда Уизли. Возможно, что Руперт Грин – в будущем талантливый комик. ![]() Великолепна и Полумна Лавгуд в исполнении Эванны Линч, эта удача (с предыдущего фильма) не только актрисы, но и режиссера. Такое совпадение с персонажем книги трудно было бы даже и ожидать. Окунувшись еще раз в полуволшебный мир этой сказки, каждый из нас почерпнул что-то важное для себя. Для тех, кто начал задумываться о смысле жизни и бессмертия, о ценности души и физического существования, о перипетиях борьбы Добра и Зла и изменчивости проявлений этих двух извечных начал, - думаю ни чтение книги, ни просмотр фильма не прошел даром. В этом и есть главная ценность истории о Гарри Поттере. © Л. Текьерос, 2009 год   Другой вгляд на кино - киноэзотерика. Фильм Гарри Поттер и Принц-полукровка. |