Современный кинематограф давно приучил нас с захватывающим сюжетам, головокружительному видеоряду, к изысканным и фантастичным спецэффектам, к завораживающему музыкальному сопровождению - элементам, рождающим эстетически выверенные иллюзии и небывалые фантазии. Мы привыкли к этим чудесам кинематографа, его мистификациям, созданным воображением и техникой. Фильм Нила Бергера «Иллюзионист», который вышел на экраны в 2006 году, полностью вобрал в себя все возможности чародейства в кино и еще раз показал силу своего магического воздействия на нас, зрителей. Сочетая в себе интригующий сюжет, прекрасную операторскую работу, выразительно передающую дыхание начала 20-го века, и органичное музыкальное сопровождение, фильм создает особую психологическую атмосферу. Вводя нас в мир иллюзий мастерства престидижитации, он одновременно затрагивает тему иллюзорности этого мира, этой реальности. Кадр за кадром авторы фильма погружают нас в мир таинственный и странный, где невозможное является очевидным, непонятное объясняется очень доходчиво и просто, а реальное превращается в фантастическое. Таинственно наплывающий туман, старинные здания, медленно проезжающие кареты, костюмы и предметы, являющиеся аксессуарами другой эпохи, размеренная речь повествования и исчезающее в диафрагму изображение, - все это навевает ожидание волшебства, завораживает мистицизмом. Вопрос о возможности чудес, колдовства или чародейства тревожит уже не одно столетие и не только детские умы и души. Вместе с утерянной верой в Бога уходит и вера в невозможное: этот мир превращается из вдохновляюще прекрасного в серый, обыденный и просчитанный до мелочей. Чудеса… Фокусы, имеющие облик чудес. Феномены, носящие форму фокусов. Талантливый иллюзионист Эйзенхайм (его роль прекрасно исполнил Эдвард Нортон) отличается не только редким мастерством и разносторонними знаниями, но и независимым характером и железной волей. Личность яркая и незаурядная, он добивается всего своими усилиями, кропотливым трудом и силой веры. Его вера и мастерство противостоят воле сильных мира сего и остаются несокрушенными. Главная линия сюжет – это издалека продуманный и с ювелирной точностью спланированный фокус, который можно назвать «Номером с исчезновением». Феноменальное исполнение фокуса – и перед нами разыграна драма, а истина происходящего скрыта за непроницаемой завесой тайны. Мастерство чародея, как и любое другое ремесло, требует постоянного совершенства, и когда достигает его, то поражает до глубины души, вызывая состояние катарсиса, но может также и сокрушить судьбу или жизнь человека. Так душа главного инспектора полиции прошла через подобный катарсис, а воля крон-принца не выдержала испытание, заставив подвести черту жизни. Незаурядный интеллект спасовал перед гениальностью исполнения трюка. Отсутствие чутья и самодовольство уступили вдохновению, потому что иллюзия и реальность встали так близко друг к другу, что традиционная граница между ними стерлась. Индуизм сравнивает материальный мир с иллюзией. Маей называют ее. В этом фильме показано как иллюзия может стать реальностью, а реальность превратиться в иллюзию. Великая истина находится где-то рядом. И этот мир действительно может стать иллюзией, если лишится чего-то существенного, что скрыто от неверующих душ и придирчивых глаз. Также как иллюзия, мечта может стать реальностью – как в этом фильме, - лишь наполнившись любовью. Настоящее искусство, как и сама жизнь, берет свой исток из Творчества, главной силой которого является Любовь. Все в этом фильма, как и в жизни, является иллюзией, кроме Любви. Наша история знает многих иллюзионистов: граф Калиостро, Сен-Жермен, Мессинг. Они обладали разносторонними знаниями и революционным мышлением. Это были знатоки человеческих душ, создававшие свои чудеса со знанием дела, поражая умы зрителей и получая немалую материальную выгоду. Но были кудесники иного рода. Шарль Перро, братья Гримм, Ганс-Христиан Андерсен, Стивенсон, Льюис Кэрролл. Их мастерство затрагивало души людей больше, чем разум, преображая жизнь не в материальном смысле. Фокус их волшебства состоял в рождении мечты, надежды на счастье, в бесконечном расширении границ обыденного перед полетом фантазии, в предвосхищении чуда, в возвращении сказки детства и возрождении утраченных чувств. Все, что рождает смелые мысли и фантастические идеи, отрывающие нас от грешной земли, и уносит в неизведанные дали мира ирреального, - приближает нас к самим себе и к Богу. И эта же сила помогает в реализации мечты, осуществление которой не понятно разуму. И дело тут не в ограниченности наших знаний, стремящихся объяснить необъяснимое, а в том, что человеку свыше даны способности фантазировать, мечтать, испытывать состояния вдохновенного творчества и создавать шедевры, поражающие воображение. Истина заключена в том, что настоящим чудом является сам человек, наделенный этими удивительными свойствами (о которых он подчас и не знает) и умением любить и верить. Все в этом мире преходяще, иллюзорно, изменчиво, смертно. Материальность, окружающая нас, не выдерживает испытание временем. Фильм «Иллюзионист» заставляет нас вспомнить о сокровищах вечных, таких как любовь и вера, и ставит перед нами вопрос об истинной иллюзорности всего, что лишено веры и любви. © Л.Житухина, 2008 год   Другой вгляд на кино - киноэзотерика. Кино "Иллюзионист": истоки волшебства. |