Думаю, что очень многие ждали 22 мая этого года с нетерпением, потому что в этот день была объявлена премьера четвертого фильма из серии «Приключения Индианы Джонса». «Лукасфильм» и господин Спилберг не ударили лицом в грязь, предоставив такой рекламный ролик, который всколыхнул всю общественность и разлетелся миллионными копиями по Интернету в считанные часы, а уже первые просмотры фильма вызвали смех и слезы на глазах зрителей и критику со стороны «комуняк» (так их называют в фильме). Да, создатели фильма не разочаровали нас ни спецэффектами, ни верностью образам героев и основным американским ценностям, ни доходящей до параноидального экстаза фантазией. ![]() Фабула фильма, как всегда, захватывает своей неправдоподобностью, игра главных исполнителей – более чем великолепна, а спилберговские прибабахи вселяют трепет и оптимизм, а также – навевают на более зрелых по возрасту зрителей ностальгические воспоминания. Сюжет картины переносит нас в далекие 50-е годы (1957 год) с характерной для них «холодной войной» и рок-н-роллом, охотой на «красных» ведьм и испытаниями атомных бомб. Все эти события, преподнесенные в сатирическим ключе, проходят как бесконечно быстрый конвейер перед глазами зрителей. Особый восторг и взрыв хохота у публики вызвали эпизоды, связанные с демонстрацией лихачества советского спецназа, проникшего в самое сердце штата Невада, для выполнения секретного задания. ![]() А появление спец-агента в юбке (в исполнении Кейт Бланшетт) с красноречивой фразой «А ну-ка, погодьте!», произнесенной на украинском диалекте, - надолго запомнится всем. Очередные овации не обошли и эпизод с «дискотекой» советских воинов с неизменной цыганочкой и пляской вприсядку. Эти яркие эпизоды свидетельствуют о неутихающем интересе американской разведки и американского народа к нашей стране, а также их осведомленности в специфике советской культуры того времени. (Вот только оружие наши воины не выбрасывали, когда у них кончались патроны!) В общем – фильм захватывающий: казалось, ты только начал его просмотр, а уже – в гуще событий, каждое из которых – одно фантастичнее другого. ![]() Археология сменяется борьбой американской и советской спецслужб; погони, захваты пленников и перестрелки – проникновением в Неизведанное с уклоном в парапсихологию, а исторические мифы и легенды – контактами с пришельцами из параллельных миров (инопланетянами). Героиня Кейт Бланшетт (олицетворение злого гения в женском образе) пленяет своей фанатичной стервозностью и чисто садистскими выходками, а великолепный Харрисон Форд (несмотря на свой более чем 60-ти летний возраст) – прекрасной физической подготовкой и неизменным сногсшибающим (или крышусносящим) обаянием. ![]() Так что премьера, столь ожидаемая народом, можно сказать, удалась. Охватывая взором пестреющие, как калейдоскоп, воспоминания о фильме хочется сказать еще несколько слов о скрытой подоплеке дела. Почему Индиана Джонс (профессор археологии и полковник американских секретных служб – по совместительству) занял почетное место в ряду супергероев планеты, уступая, пожалуй, первенство только Джеймсу Бонду? ![]() Воплощенный на экране гениальным (не побоюсь этого эпитета) актерским мастерством Харрисона Форда, образ Индианы Джонса вошел в пантеон архетипов героев американского народа. Это - прожженный циник, cердцеед (скрытая сверхсексуальность!), предприимчивый и непредсказуемый, авантюрист по натуре, и его экспансия (в сфере археологии) не имеет границ. И такой образ в сознании довольно скучных и практичных американцев является идеалом для подражания! Такой человек не вписывается в каноны размеренной и законопослушной (и культурно примитивной) американской действительности и является «возмутителем спокойствия» или катализатором, провоцирующим некоторое обновление в умах и душах лучших представителей человеческой цивилизации – американцев. Как известно, культурное наследие Америки (я не имею ввиду - наследия ацтеков, майя и пр.) не уходит корнями глубоко в прошлое истории человечества, поэтому археологические изыскания профессора Джонса, ставящие целью присвоение артефактов других народов в интересах Соединенных Штатов, встречают положительные отклики в сердцах его соплеменников. Не стоит также забывать, что свойства характера Индианы Джонса, позволяющие ему выживать в экстремальных условиях, без которых он не может существовать, - просто не совместимы с занятиями археологией. ![]() Эта наука требует скрупулезного изучения культурных ценностей и терпеливого их раскапывания не только под толщей земных пород, но и в завалах библиотек. Так что на лицо плохо прикрытый обман: супергерой – не профессор археологии, учитель (пусть даже – на полставки), а попросту – искатель приключений, авантюрист и «прихватизатор», подобный тысячам переселенцев в Америку, осваивающим просторы Дикого Запада и покоряющим бескрайние прерии. Образ Индианы Джонса – архетип переселенца, который до сих пор ценен для американского народа и храним в его историческом подсознании как абсолютное сокровище. Этот факт возвращает нас в еще более далекое прошлое, и, наверное, ему фильм обязан своим особым, мистическим флером и обволакивающим обаянием. Финал фильма (как говорят: «Конец – всему делу венец») доказывает еще раз, что все (или почти все) творчество Лукаса и Спилберга зиждется только на американских ценностях и нормах. ![]() Понятие семьи в Америке традиционно священно и является одним из главных столпов американского общества. Поэтому такой выдающийся человек, как профессор Джонс – гордость нации, просто обязан поддерживать этот паттерн. Венчание Индианы Джонса и его верной подруги Мэриан, а также обретение взрослого сына, которому нестыдно передать свое наследство, завершает фильм под рукоплескания присутствующих (не скажу – зрителей, осознающих предсказуемость такого финала). Всем известный американский хэппиэнд говорит сам за себя: оптимистичный настрой зрителей, выходящих с сеанса – необходимое условие для обеспечения жизне- и прокатоспособности картины. Желаю и вам повеселиться на сеансах при просмотре четвертого фильма киноэпопеи про Индиану Джонса, или – понежиться в убаюкивающей сказке из прошлого. © Л.Житнухина, 2008 год.   Другой вгляд на кино - киноэзотерика. Фильм Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа. |