Скелет кита, выброшенного на берег морской стихией, не Левиафан, кадр из фильма

Левиафан



В нашем мире уже невозможно найти чего бы то ни было нового, - все уже давно описано в Библии: соляные столбы, камни, падающие с неба, засухи, войны, истории предательств, измен, любви и жертвоприношений.

Мы просто копирует библейские сюжеты в каждодневности.

Так и эта история, рассказанная в новом фильме Андрея Звягинцева, носящем легендарное имя «Левиафан»: срез повседневной жизни российской глубинки у дальнего северного моря, переданный со всей правдивостью современного неореализма.

Сюжет, основанный на истории Иова, разворачивается в живописном и суровом крае у моря, на скалистых берегах рек, среди останков, являющихся наследием бурной стихии и не менее разрушительной деятельности человека.

В отличие от библейского персонажа главный герой фильма многообещающий бизнесмен Николай Сергеев не является праведником, хотя столь же рачительный хозяин, как и Иов.

Главный герой - Николай в исполнении Алексея Серебрякова, кадр из фильма
В результате жизненных обстоятельств он теряет все, что имел: дом, бизнес и семью – его погибшая жена считается убитой им самим, а он оказывается в местах не столь отдаленных.

Печальная история, не правда ли? Как напоминает множество историй, освещенных в СМИ. Возможно, каждый из нас столкнулся с подобным жизненным опытом или хотя бы наблюдал его на примере судеб близких людей.

Но не все так просто у Звягинцева. Показывая нашу серую, бездуховную обыденность, наполненную вседозволенностью, пороками и насилием, он всегда оставляет что-то на заднем плане, что-то, что является скрытой подоплекой, истинным смыслом показанного и происходящего.

Среди противостояния с беззаконием и произволом, коррупцией и насилием, предательством близких и изменами любимых спрятано то, что не видно с первого взгляда.

Ключевой сценой фильма является диалог Сергеева с отцом Василием, в котором главный герой сетует на несправедливость Всевышнего: Где же твой бог? – спрашивает он священника.

- Мой бог со мной! – слышит он в ответ, - а вот где твой?

И приводит слова Иова о Левиафане.

Для тех, кто не знает и не полезет разбираться ни в Инете, ни в Библии, – Левиафан (что значит «скрученный») – это сатана в виде змея, морское чудовище, спутник бога моря в угарийской мифологии, некогда убитый архангелом Гавриилом.

Левиафан – символ системного, глобального, всепроникающего и пронизывающего зла, которое живет в каждом из нас и охватывает все общества, независимо от государственных структур, национальностей или вероисповедания.

Левиафан, собственной персоной

Высказываемые мнения об этом фильме как о проявлении русофобии и проч. – не отражают истины. Зло - оно повсеместно, и в любой стране могла произойти эта история, не только у нас в России.

Не только у нас в России, власть имеющие чиновники и «слуги» народа – в прошлом криминальные авторитеты, не только у нас церковь опирается на сугубо материальные и корыстные интересы, суды – куплены, а прокуратура действует только в интересах власти.

Подобные явления можно наблюдать сейчас везде, и явления эти ярки и очевидны: начиная с ханжеской Европы с ее не менее ханжескими и недальновидными лидерами и кончая братской Украиной. Подобными пороками страдают и Старый и Новый Свет.

Так что история эта – более глубокая и значимая, чем может показаться на первый взгляд.

Человек сгоняется с нажитого места, его дом подлежит сносу, поскольку на месте этого дома планируется создание некоего объекта, скрытого до поры до времени от глаз окружающих.

И поскольку этот человек сопротивляется и требует материальной (хотя бы!) компенсации своим потерям, то оппонент проявляет свои методы давления и устрашения.

И как бы ни боролся наш герой, он обречен, потому что встал на одну планку с силой, о которой считают, что она идет только от Бога – с властью.

«Всякая власть - от Бога!» - высказывание, явно озвученное несколько раз подряд, чтобы впечаталось в наши головы. Это утверждение священника, имеющего значительный сан и, как я понимаю, возглавляющего данную епархию.

Это один из постулатов церкви, основополагающий догмат (заметьте не – учения Христа, лежащего в основе нашей религии любви, милосердия и всепрощения). Но является ли он истиной?

В истории человечества насчитывается множество фактов проявления власти, в том числе и власти церкви. Например, такие факты как инквизиция, крестовые походы, или проявление такой власти, какая была у Гитлера или у Сталина, у Полпота или представителей аргентинской хунты, уничтожавших и пытавших в застенках свой народ!

У них была серьезная власть. И что эта власть тоже от Бога? Если «да», то за какие грехи она дана этому народу?

«Пути Господни – неисповедимы», и с этим я согласна. Логика Всевышнего сильно отличается от человеческой, но и человек – не прах под ногами Господа.

А – Его создание, ребенок – любимый (иначе бы не создал), хоть и гордый, нерадивый, упрямый и заблуждающийся. Но поэтому - еще больше любимый (вспомните историю о блудном сыне, только его возвращению отец придает столь высокую значимость).

Создавая свое Дитя, Господь многое вложил в него и дал множество даров, один из которых – Выбор того, что делать, куда идти и каким быть. По Божественной природе наследия мы получили Право Выбора и Свободу (в духовном плане).

Мы можем подчиняться Вселенским законам (то есть законом Отца Всевышнего, по которым построен этот Мир), а можем и не подчиняться им, выбирая саморазрушение.

В чем же виноват главный герой фильма «Левиафан»? Сталкиваясь с несправедливостью, он пытается бороться с ней своими методами и законными и не очень (шантаж власть имеющего лица), он делает много чего, кроме одного: он не задумывается о том, почему так происходит с ним.

Когда он теряет любимую жену, дом и бизнес, он начинает пенять на Бога :« Почему, за какие грехи ему даны такие жестокие испытание, такое горе?»

Где же твой бог?!

И слышит в ответ историю об Иове и призыв: «Смирись!» Поскольку ты не можешь понять предначертаний судьбы и планов Господа.

Я не буду пересказывать всю историю Иова, но здесь есть явные расхождения.

Иов, как уже говорилось, был праведником. Это был добрый (в понимании библейском) человек, мудрый и очень богатый. Владея многочисленным имуществом, он был хорошим хозяином и радел о его сохранении и преумножении.

Был он и любящим и заботливым отцом – заботился о своих детях – сыновьях и дочерях. И забота эта была всеобъемлющая – не только в материальном плане, но и в плане сохранения их душ.

Например, когда дети его устраивали пиршества (то есть гуляли на всю катушку со всеми вытекающими из этого последствиями), Иов приносил щедрые дары Богу (жертвоприношения), чтобы дети его не пострадали от неосознанных проступков заповедей Божьих. Чтобы все оставались при своем: и дети в целости и сохранности и Господь – не в обиде.

Такова логика человека. Чтобы сохранить дорогое - надо пожертвовать малым и задобрить Могущественного.

Но не такова логика Всевышнего.

И тут выступает на сцену театра под названием Жизнь сатана и вполне обосновано утверждает: Иов потому праведник, что Ты (Господь) дал ему все – и счастье и богатства и здоровых и удачных детей. Ему легко быть праведником. А отними Ты у него все – останется ли он таковым праведником?

Действительно, как мы изменимся, если Господь отнимет любимое, дорогое, без чего мы не можем жить? К чему (или кому) прикипело сердце, чем душа произрастает и питается?

И когда Иов, как и Коля Сергеев, теряет все, да еще и получает в придачу проказу, он не перестает быть праведником. На предложение жены: «Отрекись от Бога, и он дарует тебе смерть, поскольку так нельзя жить в страданиях, горечи и болезнях!», - он отвечает:

«Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» (Кн. Иова, гл.1, ст.21) и
«Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Кн. Иова, гл.2, ст.10).

Иов Многострадальный
И только под напором увещевания друзей, которые считали, что испытания даются за грехи, и искали эти грехи у Иова, Иов пал.

Но пал, не отрекаясь от Господа и воли его, а стал искать в чем же он был не прав в своей жизни. И после многочисленных молитв – добился: Господь явился ему в образе бури и из бури прояснил картину и для Иова и для его друзей.

Иову дано было наущение, что он не может судить о намерениях Господа и в них разбираться ему не почину, а друзьям дали понять – что, осуждая праведника, они впали в великий грех и поэтому должны принести жертвы за свое капание в грязном белье и попытках осудить Иова.

После Господь не только исцелил тело праведника, но и восполнил ему все потери имущества и дал новых детей.

Такова истинная картина, которая не вошла в канву фильма.

Главный герой не является праведником и его поиски причины несчастий, обрушившихся на его голову, тщетны, потому, что у него нет главного – веры. В нем нет Бога. Вопрос отца Василия о том, где твой бог – основополагающий. Это – главная мысль фильма.

Это режиссер обращается к нам с вопросом: где ваш Бог?!

Мы заняты повседневными заботами – хлопотами по дому, обеспечением благосостояния, карьерным ростом, развитием бизнеса, борьбой с ближними за свои права. Всем чем угодно, кроме своей души.

Где был Сергеев до сих пор? Он в церковь ходил? Да и не ходя в церковь (что не столь существенно), он о душе своей думал?

Занимаясь своим бизнесом, ублажая себя с молодой женой (не заботясь, любит ли она его и чем она живет), гуляя с друзьями с обязательными попойками и потасовками, он думал о чем-нибудь, что выходило за рамки материальности, имущества и денег.

Николай Сергеев и его жена (актриса Елена Лядова)

Даже сын и жена, а также друг – своего рода имущество, нажитое судьбой.

Да и что нужно каждому русскому мужику: водка, деньги, сладкая женщина под боком, драка – для проявления силы и удали, ну власть, наконец, если есть особые амбиции?

Что еще нам нужно?

Имея это, мы ни о чем больше не думаем.

Зато, когда у нас все отнимается, мы начинаем проклинать судьбу, сетовать на Всевышнего и сеять ненависть, злобу и зависть, мстить, или – снова – напиваться и впадать в отчаяние, доходящее до суицида!

Все – кроме необходимого: задуматься о причине потерь, о сути происходящего.

У нас всегда – мы правы, у нас – правда, не правы и виноваты – другие. А у других – своя правда! И они тоже – нерадивые, но любимые дети Господа. Вот Господь и не вмешивается в наши разборки, поскольку знает, что победят те, кто впустил Его в себя.

Так и в данной истории, рассказанной в фильме: побеждает власть имущий чиновник и не менее власть имущий представитель православной епархии. А на месте снесенного дома Сергеева строят церковь – как символ победоносности веры имеющих, не зависимо от тех методов, которыми они пользуются, и путей, по которым идут по жизни.

Властьимущий – мэр города и оппонент Сергеева

Возможно, такой взгляд на рассматриваемую историю вызовет отторжение и даже негативные отзывы, но для тех, кто все таки старается раскопать это дело до конца прибавлю еще пару соображений.

Как и Иов, Коля Сергеев был не прав. Заботясь о своем благополучии, он забыл, что рядом с ним живая душа – его жена, интересы которой лежат в другой плоскости. И дело тут не в сексе и наших увлечениях, не в изменах и предательствах.

Если ты любишь (герой фильма), но не чувствуешь, что тебя не любят (жена героя), значит, ты любишь только самого себя. А в себе ты любишь только то, что видишь и ощущаешь – то есть свою физическую оболочку, забывая о том, что человек – это не тело.

Каковы бы ни были намерения героя (какими благими и правыми они нам не казались с обыденной точки зрения) – они не касаются главного: его душа остается закрытой комнатой, в которую не впускают Бога.

И правоту этой трактовки подтверждают заключительные слова, которые исходят их уст представителя церкви: впуская Христа, мы впускаем Всевышнего. (Какими бы циничными они не казались в контексте данного фильма!)

В противном случае мы все погибнем. Жизнь полна иррациональности, абсурда и трансцендентального проявления Всевышнего.

Что же касается Иова, то его единственной ошибкой являлась излишняя забота о благополучии и здравии детей. Будучи любящим отцом и добрым человеком, он был очень привязан к ним и не хотел их потерять из-за их взбалмошности или оплошности.

Задабривая Господа жертвоприношениями от возможных проступков, Иов лишал своих детей Права Выбора в духовном плане, чего делать крайне не рекомендуется. Уже хотя бы потому, что его дети – не его имущество, они такие же дети Отца Небесного и обладают Свободой Выбора.

Андрей Звягинцев, режиссер фильма

Каждый из нас ответственен за то, что с ним происходит!

Левиафан проникает в каждого из нас и поселяется надолго: наши души спят, хотя настало время им проснуться. «Нищие духом» блаженны, ибо их царствие есть царствие Небесное, но они не нищие (ничего не имеющие) душой, просто они не проявляют гордыню. В них нет Левиафана.

© Л.Текьерос, 2015 год.
  Другой вгляд на кино - киноэзотерика. «Левиафан» - фильм Андрея Звягинцева.

Мнение:
  убойно:  интересно:  отпад:  бредово:  полный_абзац:

Вы, не в первый раз на сайте? Пожалуйста, участвуйте в опросе опрос

Разместите свой отзыв в гостевой книге - книга отзывов и предложений.
e-mail Напишите нам письмо - письмо авторам сайта Фомальгаута.

О сайте              Авторы


4   (7-4) 0 0 0 1 3

Вы можете
подписаться на рассылку новых кинорецензий

другой взляд на кино:
на страницу киноэзотерики

на первую страницу "Фомальгаут представляет"



Вы можете свободно размещать наши материалы но,
обязательно нужно указать ссылку на один из разделов сайта:
< a href="http://www.fomalhgaut.ru/">Фомальгаут < /a>,
< a href="http://www.fomalhgaut.ru/astrolo.php">астропрогнозы на неделю, на месяц, на год < /a>,
< a href="http://www.fomalhgaut.ru/goroscop.php">эксклюзивные индивидуальные гороскопы < /a>,
< a href="http://www.fomalhgaut.ru/cinema.php">киноэзотерика < /a>,
< a href="http://www.fomalhgaut.ru/public.php">магия и эзотерика < /a>,
< a href="http://www.fomalhgaut.ru/health.php">целительство - "Книга Жизни" < /a>,
... или напишите нам письмо.


Мы рады разместить интересные материалы.
e-mail Вопросы:
Написать нам письмо



Faststart.ru: Информационный портал Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru