Думаю, что многие со мной согласятся, особенно посмотревшие «Царя», что российский кинематограф, наконец, обрел духовного лидера в лице режиссера этого фильма – Павла Лунгина. Уже фильм «Остров», вышедший в 2006 году, прогремел в душах многих людей, хотя остался мало отмеченным в кассовом смысле – российский кинозритель продолжает смотреть лучшие фильмы в пиратском исполнении, искушаясь очередной халявой. Ставя духовные ценности превыше всего, Павел Лунгин, пожалуй, единственный режиссер, благодаря которому мы сегодня можем заглянуть в глубины собственной души, очистив ее от наносного и ненужного, а также по-новому осознать трагические страницы нашей истории и подумать о том, чего мы должны опасаться в будущем. Создавая эту киноверсию эпизода истории падения царской династии Рюриков, Павел Лунгин дает свое объяснение происходящему, показывая духовные причины гибели царя Иоанна Васильевича, вошедшего в отечественные анналы под прозвищем «Грозный» (я бы еще прибавила «Жестокого» и «Безумного»). Раскрывая тайны духа и души Иоанна Грозного, режиссер создает образ человека, мечущегося, теряющего почву под ногами, погрязшего в страхе от своих же собственных деяний и во лжи оценок своих поступков, потерявшего полностью веру и в людей и в Бога, отчаянно ищущего эту веру и заменяющего ее суевериями. Царь Иоанн Грозный (гениально исполненный Петром Мамоновым) тщетно ищет знаков Божьих, Его поддержки и оправдания тех ужасов, которые сам же и творит. Он видит знаки там, где их нет, воспринимает истинные знаки с точностью до наоборот, укрепляясь в своем безумии и одержимости. Ощущая полное одиночество и покинутость Господом, он продолжает свое кровожадное дело, усугубляя свое духовное падение и душевную болезнь. При бездушном и одержимом государе огромная духовная ответственность за судьбы людей выпадает на главу церкви Митрополита Московского, в обязанность которого входит отмаливать грехи государя и останавливать его преступные планы. Филипп Колычев, беря на себя эту непосильную ношу, полностью осознает всю ее тяжесть, но иначе поступить не может: его совесть вопиет о скорби народной. Народ, истекающий кровью и развращаемый духовно, не может оставаться без пастыря духовного. Но душа царя, раздираемая страхами перед своими преступлениями, осознаваемыми не зависимо от его воли, и грехами и страстями, снедающими ее, уже не может впустить благодать Божью и обречена на гибель. История повествует нам о подобных государях, кровью поливших свой трон и державших в жестокости и страхе Землю Русскую. Черною становится душа человека, которого поела власть, которым полностью овладел демон государственности. (По мнению Даниила Андреева, уэцраур – демон государственности – наделял силой власти того, кто власти этой жаждал, и отнимал или извращал душу этого человека, лишая ее человечности и Божьего Света. Такими были Иоанн Грозный и Иосиф Сталин. См. «Розу Мира» Даниила Андреева) Власть мирская никогда не шла в ногу с властью Божественной, хотя нас убеждали в том, «что любая власть – от Бога» (хорошо бы подумать, что имелось ввиду в Писании под этой мыслью). И царь Иоанн Грозный являет яркую демонстрацию этому факту, меняя митрополитов как перчатки, творя на земле «божий» суд и Конец Света и присваивая себе Божье право судить людей и лишать их жизни. Вообще времена царствования Иоанна Грозного у нас вспоминать не любят. Не потому ли что творящееся в этот промежуток исторического времени, столь далекого от нас живущих в 21 веке, так сильно напоминает времена Гулага и тирании Сталина? В свое время вторая часть великой киноленты Михаила Ромма «Иван Грозный» была запрещена и пылилась на полках, настолько сильными и очевидными были бы сравнения. Одним словом – времена были давние, времена были темные, не даром же они ассоциировались в понимании современников с Концом Света. А истинный Конец Света был в том, что человек, одержимый «темной стороной силы», ощущает свое одиночество и, оставленный Богом, от этого еще больше теряет свой человеческий облик. И горе тому народу и той стране, где такой человек находиться у власти! «Как человек я, конечно, грешник, - говорит Иоанн, - но как государь я – прав!» И этим оправдывает свои ужасающие деяния, прикрываясь своим предназначением, будто бы данным ему Богом вместе с царской тиарой, ведь царь всегда считался помазанником Божьим! И перед нами встает интересный вопрос-дилемма: оправдано ли такое право власти предержащих и в чем истинный смысл власти – владеть душами людскими или управлять кнутом и опричниной, верша только свое право? Противопоставляя бездушие и преступность власти мирской, государственной так называемого «помазанника Божия» - власти духовной в лице Митрополита Филиппа Колычева (эту роль исполнил великий актер Олег Янковский со всей духовной наполненностью и эмоциональным накалом), Павел Лунгин заставляет нас по-иному взглянуть не только на эту страницу истории, но и извлечь урок нашим власть имущим, взывая к их совести, ответственности перед людьми, к их чувству долга и патриотичности. До каких пределов может простираться власть государственная над судьбами народов, и где ее следует ограничить «разрешенной» демократией? Какова ответственность каждого из нас, когда мы выбираем «слуг» народа, на власть обреченных? Вот такие вопросы возникают при просмотре этого фильма, имеющего очень глубокий духовный смысл и скрытый социально-политический подтекст. Любая тирания – проявление «темной стороны силы» - имеет и обратную сторону медали – слишком долгое терпение народа, до осознание которого не всегда сразу доходит его собственная ответственность за свою судьбу. Все истязаемые царем Иоанном Грозным признают себя виновными, и дело не только в муках и пытках, а в том, что они действительно виновны в своем бездействии и долготерпении по отношению к тирану. Любой диктат или тирания – наихудшая форма правления, - разрушает нацию и разлагает души людские. Русский народ, прошедший через несколько этапов тяжелейших испытаний тиранией и абсолютной властью, связанных с полным разрушением государственности (после этой власти) (сравните темные времена после царствования Иоанна Грозного и времена загнивающего социализма после смерти Сталина), должен, наконец, осознать свою ответственность и за свою судьбу и за судьбу последующих поколений. Следующего раза не должно случиться, и в этом фильм Павла Лунгина «Царь» - грозное предупреждение всем нам, своевременно сошедшее с экрана. Подумайте, пожалуйста, о том, что устами гениальных актеров этого фильма и посредством творчества режиссера с нами говорит Сам Всевышний! И примите предупреждение о грядущем возможном со всей серьезностью и ответственностью. Имеющий уши – да услышит, Имеющий глаза – да увидит! © Л.Житнухина, 2009 год.   Другой вгляд на кино - киноэзотерика. Фильм Павла Лунгина "Царь". |